Главная Уроки Термины Тесты Факультативы Книги Статьи Рефераты Исходники Игры Лабораторные Контрольные Курсовые Дипломные Утилиты Рассылка Авторы Письма. Отзывы. Web мастер
  Программирование на Паскале Уроки по программированию Книга  
Главная Уроки Термины Тесты Факультативы Книги Статьи Рефераты Исходники Игры Лабораторные Контрольные Курсовые Дипломные Утилиты Рассылка Авторы Письма. Отзывы. Web мастер

Урок 2.
Тема урока: "Введение в программирование на Паскале".

(автор Климант Ю.В.)


"...НАУЧИТЬ НЕВОЗМОЖНО...
можно только НАУЧИТЬСЯ!"


1. Несколько слов о моей методике обучениния...
     ( вместо вступления: информация для размышления )

     Мои друзья, я хочу обучать Вас программированию на PASCAL'e, пользуясь проблемным методом обучения. Что это такое? Что это значит?
     Это значит, что перед учащимися будет ставится конкретная проблема, то есть задача. Весь необходимый для ее решения теоретический материал будет излагается далее по мере необходимости или по ходу решения этой задачи.

     Я не намерен запудривать ученикам мозги излишними абстракциями или конструкциями языка. Их и так много в справочниках для знающих специалистов и продвинутых пользователей. Зачем повторяться? Да и без предварительно подготовки Вы все равно ничего не поймете, заскучаете и заснете на уроке в Интернет. Или убежите от меня налево или направо, так как на страничках сайтов в Интернет так много соблазнов, которые не дадут Вам уснуть. Как это бывает на уроке, где разбираются абстрактные построения языка. И завлекут Вас неведомо куда получше сказок Шахеризады из 1001 ночи.

     Не хочу навязывать Вам непонятно откуда взявшиеся схемы. Насильно Вам не будет вталкиваться информация. Хотя может быть и верная, и важная. Ваши мозги не будут засоряться обилием теории ради самой теории, оторванной, как правило, от практики. Я хочу учить на задачах, через решение задач. Поэтому метод обучения лучше было бы назвать "задачным методом". Так и будем его называть в дальнейшем. Хотя это проблемный метод обучения программированию на Паскале. Честно говоря, мне не приходилось еще видеть что-либо подобное в изложении какого-нибудь автора. Потому я и взялся за этот труд. И это мне интересно!!!

     Не знаю, что из этого получится, но мне не интересно переписывать из одной книги в другую. Я хочу вложить в каждый урок свое понимание того, как надо учить программистов программированию.

2. Чему и как учить программиста?
     ( личное мнение учителя )

     Существует ошибочный взгляд на значение и место двух замечательных языков программирования: BASIC и PASCAL. Иногда приходится слышать в их адрес обидные слова, что это отжившие языки, как бы анахронизмы программирования, бывшие полноценными на предшествующих стадиях развития DOS-программирования, некое подобие рудиментарных органов человека, например, аппендицита. Родившись как учебные языки, ( со временем BASIC вырос до Visual Basic, а PASCAL до DELPHI ) они нашли свое применение как основа программирования для современных операционных систем типа WINDOWS 95/98/NT/ME/2000.

     Но нужно ли их изучать? Не лучше ли отбросить всю эту DOS-продукцию и заняться непосредственно только Windows-программированием? Вот и сам Владимир Путин добивается, чтобы каждая сельская школа имела доступ в Интернет, а мы тут дескать занимаемся чем-то очень древним и отсталым. Школьники учатся писать Windows-программы, например, на Delphi, а мы погрязли в DOS-языках программирования.

     Могу сказать одно или лучше предложить Вам сразу выкинуть вообще всю физику от механики до атомной физики и оставить только ее - атомную физику одну, еще может быть оставить оптику. И изучать только их. Так как в наш 21-й век механика уже "устарела", "нигде не применяется и никому не нужна". Заодно пора бы и геометрию тоже выкинуть на свалку. Ведь уже более, чем 2000 лет, ее бедные ученики все учат в школе. Но от этого умнее не становятся. Такие мысли от непонимания, от незнания. Все это чистейший вздор !

     Я уверен в том, что вы не глупые люди. И я тут же услышу от Вас, что этого ни в коем случае делать нельзя. Потому как это и есть та самая глупость. "Но это же физика, геометрия, а не программирование," - снова услышу я Ваше возражение. Нельзя обойтись без механики на Земле и без геометрии тоже. Это уже кажется всем, даже и кошке, понятно.

     Но в программировании можно обучать и даже вполне успешно учеников сразу, как работать с операционной системой Windows. Даже с первого класса. Учат также и тоже очень успешно, как создавать Windows-приложения. Во-первых все это отдельные эксперименты, и они не для всех учеников. Они не рекомендованы наукой, как планы подготовки программистов. Здесь особо никто из учителей-новаторов кажется не заботится о том, что некоторые их ученики при этом не знают даже элементарного и простого Basic'a.

     Но, во-первых, так программистов никогда не учат. Так можно подготовить обычных пользователей. Но пользователь отличается от программиста, как небо от земли, как первоклассник отличается от выпускника средней школы, как первокурсник отличается от выпускника института.

     Программист должен все знать: и что такое двоичная система счисления, и как создавать операционные системы, и какие для этого лучше всего приспособлены языки программирования, и как создавать такие инструменты, как Borland C++, и прочее, прочее, чего простой пользователь не знает и не будет никогда знать. Так как он не программист, и ему это не нужно.

     Обучать же начинающего программиста сразу языку Visual Basic, минуя обучение информатике, языку С и другим языкам программирования, методам программирования, конечно же, можно. Но так тоже в Университетах и Вузах не учат.

     Специалист будет неполноценный. Он кое-что будет знать. Никто не отрицает. Но почему бы не попробовать? Ученики, обучающиеся в школе, так и делают. Они знают подчас и Visual Basic, и Delphi. Умеют неплохо программировать. Но тем сильнее они хотят поступить в Высшее учебное заведение, чтобы расширить свой кругозор и пополнить свои знания, стать полноценными настоящими программистами, отличными специалистами по программированию.

Хотя быть может они уже умеют программировать под Windows-платформу и много знают такого, что другим недоступно. Но, во-первых, это не все так могут. Не все путем самообразования идут к знаниям . У каждого, конечно, свой путь в программирование.

     У нас с Вами тоже свой путь. Однако, мы не будем перескакивать через обязательные для программиста этапы познания языков С/C++, Паскаль и так далее. Я не буду Вас учить на своих уроках, как стать хаккером, и так далее. Но никто не запрещает Вам экспериментировать самостоятельно, ставить свои опыты над собой, что-то осваивать новое и так далее. Никто не ограничивает Вашу свободу выбора путей пополнения запаса знаний.

     Я убежден в том, что хорошему программисту нужны знания языков С/C++ и Паскаль. Потому мы и будем этим заниматься. И никакие сомнения нас не коснутся. Мы делаем правильное и нужное дело. Наш подход даст начинающему программисту очень много. Вот все, что я с таким трудом хотел Вам сказать и сказал. Надеюсь, что меня правильно вс поняли.

3. Немного из истории программирования.
     (по материалам, почерпнутым из книг)

     Язык программирования PASCAL явился в этот мир, как "наследник" первого и наиболее популярного языка программирования АЛГОЛ. Изумительный успех АЛГОЛА в 1950-х - 1960-х годах породил большие надежды на успешное решение проблемы автоматизации программирования.
     Заслуга в разработке языка Pascal принадлежит известному Швейцарскому математику Никлаусу Вирту, - профессору, директору Института информатики Швейцарской высшей политехнической школы. Созданный в начале 70-х годов, первоначально PASCAL предназначался исключительно для обучения студентов методам разработки компиляторов. Вскоре язык Pascal завоевал небывалую популярность. Этому способствовали его простота и понятность, а также эффективность получаемых с его помощью кодов программ. В настоящее время Паскаль это язык для обучения программированию как систематической дисциплине.

     А главное - язык позволил реализовать методы структурного и системного программирования (так называемое нисходящее программирование на основе метода пошаговой детализации и так далее).

     Постепенно Pascal стали использоваться не только для целей обучения, но и для разработки программных средств в профессиональном программировании. В настоящее время Паскаль давно вышел из ранга кабинетного, учебного языка. И нашел свое достойное продолжение, прекрасное расширение, как язык Object Pascal, как составная часть, ядро, реальная основа языка визуального программирования на DELPHI под Windows.


| Назад | | Содержание | | Дальше |
Главная Уроки Термины Тесты Факультативы Книги Статьи Рефераты Исходники Игры Лабораторные Контрольные Курсовые Дипломные Утилиты Рассылка Авторы Письма. Отзывы. Web мастер